КРЫНІЦА: Татьяна Матвеева, TUT.BY
Цмок Лепельский будет одноглавым и добрым. На этой неделе худсовет в Витебском облисполкоме утвердил макет памятника. Скульптура мифического змееподобного существа будет установлена в Лепеле на берегу одноименного озера 14 сентября, когда город будет праздновать свой 574-й день рождения.
Фотомонтаж будущей скульптуры Цмока на берегу Лепельского озера. Фото: lepel.by
Персонаж белоруской мифологии поселится в Лепеле благодаря местному краеведуВладимиру Шушкевичу, известному также под псевдонимом Валацуга (Валадар) Шушкевич.
Идеей установки в родном городе памятника Цмоку Владимир Константинович живет уже много лет. Он неустанно "пиарил" его в прессе, на различных туристических и культурных фестивалях, взывал к местной власти: вот вам уже готовый бренд края. И добился-таки своего! Его мини-проект "Создание скульптуры Цмока Лепельского" в числе девяти других местных инициатив одобрило жюри международной программы Евросоюза "Вода, природа и люди в исчезающем ландшафте: развитие устойчивого сельского туризма в России и Беларуси". Причем Цмок получил самый большой грант – 2900 евро!
Слева направо: скульптор Лев Аганов, краевед Владимир Шушкевич. Фото: lepel.by
– Цмок для Лепеля – это наше все! – уверен Владимир Шушкевич. – Это персонаж из мифологии Великого княжества Литовского. Наш город претендует на роль родины Цмока благодаря историческому роману Владимира Короткевича "Хрыстос прызямліўся ў Гародні (Евангелле ад Іуды)". В нем описывается, как в средневековье в Лепельском озере за одну ночь погибли около 40 цмоков, подробно описывается внешний вид чудовищ.
Краевед не только создает культ Цмока, но и… почти верит в его реальность: "Лепель можно легко превратить в туристическую Мекку. Для этого только надо установить скульптуру Цмока на берегу озера. И показывать ее всем, утверждая, что чудовище действительно живет в Лепельском районе, что его там видели и есть очевидцы. Тогда к нам массово поедут любители необычных явлений, сенсаций. Они будут устраивать на Цмока фотоохоту, искать его с дайверским снаряжением. В общем, Лепельское озеро станет белорусским аналогом озера Лох-Несс в Шотландии, где, по легенде, живет Несси. Кстати, наш Цмок получит даже фамилию – Лепельский".
Вообще, креативных идей лепельскому краеведу не занимать: "Можно даже построить резиденцию Цмока на озере, которое находится на Полигоне между озерами Рыбанец и Большие Окуничи и на космических картах в интернете называется озером Дракона. А Дракон, как известно, родной брат Цмока. Местные мастера народных промыслов тоже должны приобщиться к общему делу – начать изготавливать сувениры с изображением Цмока".
Согласно мифологии, у дракона может быть от одной до двенадцати голов. У лепельского чудовища, как и у Несси, будет всего одна. И ввиду удешевления скульптуры, и для того, чтобы его не боялись. Летать он тоже не будет. Как и выдыхать из пасти огонь и есть людей. В общем, скульптурный образ будет вполне по Короткевичу: чудище с тюленьим туловищем и головой не то змеи, не то лани.
– Рост у Цмока будет 170 сантиметров. Хвост у него будет скручен. А вид – добродушный. Пока еще неясно, из какого материала изготовят памятник: то ли из силумина (сплав алюминия с кремнием), то ли из чугуна. Но не из бронзы, это дорого, – рассказывает Владимир Шушкевич.
По его словам, члены художественного совета в облисполкоме, утверждавшего макет скульптуры Цмока, во время заседания улыбались и отнеслись к чудовищу благодушно. Попросили только скульптора Льва Аганова внести некоторые поправки в свою пластилиновую работу: убрать "усы, как у сома" (их, дескать, могут обломать), сделать более плавной шею, уменьшить гребень на макушке… В итоге решили: пусть поселяется Цмок в Лепеле. Теперь главный архитектор Лепельского района Вадим Варган должен только прислать согласование генплана и фотомонтажа места установки будущего памятника.
В 2010 году Лев Аганов уже подарил Лепелю памятник, который прославился на всю Беларусь, – в честь гетмана ВКЛ Льва Сапеги. Любят лепельчане и скульптурную композицию на главной площади, которая в народе называют "Пятачок". Это собирательный образ местного селянина – в руках он держит огромную пятикопеечную монету, а компанию ему составляют петух, овечка и поросенок. А вот Цмок будет не первым водным обитателем в райцентре. В 2009 году на берегу Лепельского озера поселилась Русалка (скульптор Игорь Голубев).
К постаменту будущего памятника Цмоку планируют прикрепить отливку раскрытой книги со словами из романа Короткевича "Хрыстос прызямліўся ў Гародні (Евангелле ад Іуды)" относительно обитания чудовищ в Лепельском озере. Правда, еще не решили, какой именно текст выбрать.
Вот как описывал культовый белорусский писатель загадочное существо, якобы пугавшее местный люд в средние века: "Выглядам той цмок быў, як звер фока (цюлень), такі самы льсняны, у складках, толькі без поўсці. І шэры, як фока. Але даўжэй за яго куды. Бо даўжыні ў ім было сем з паловай лагожаскіх (лагойскіх) сажняў, а калі пацікавіцца немец, то восем і адна пятая фадэна, а калі, можа, ангелец, то сорак дзевяць футаў і яшчэ дваццаць два дзюймы. Тулава мелі тыя цмокі шырокае і трохі пляскатае, і мелі яны плаўнікі - не такія, як у рыбы, а такія таксама, як у фокі, таўстамясыя, шырокія, але не дужа доўгія. Шыю мелі, па тулаву, дык тонкую і надта доўгую. А на шыі сядзела галава, адначасова падобная і на галаву змяі і на галаву лані. І, дальбог, смяялася тая галава. Мо проста зубы скаліла, а мо – з нашых бедаў. І зубы былі велічынёй з конскія, але вострыя, і многа іх было на такую галаву аж данельга. Вочы вялізныя, як сподкі, каламутна-сінія ў зелень, ашклянелыя. І страшна было глядзець у тыя вочы, і мурашкі па спіне, нібы Евінага змія ўбачыў, і непамысна неяк, і нібы ў чымсьці вінаваты”.
А вот какую легенду о свадебных благословениях Цмока записал Владимир Шушкевич у своей бабушки Аннеты Михайловной Шушкевич: "С детства слышала небылицы, будто в деревню Волова Гора с Лепельского озера в день свадьбы кого бы то ни было из сельчан обязательно приплывает по рекам Эссе и Береще, озеру Береща и Березинскому каналу змееподобное чудовище по имени Цмок. Делает он это ради того, чтобы получить угощение со свадебного застолья. Ровно в полночь жених и невеста уходили со свадьбы на дамбу Березинского канала и в самый глубокий омут, где якобы уже ожидал разносолы и выпивку Цмок, выливали самогон и бросали закуску. Одновременно просили у чудища благословения на будущую совместную жизнь. Делали это полулегально, поскольку церковнослужители не одобряли почитания мифического существа. Однако никто не отваживался нарушать обычай. Говорят, что молодые даже слышали, как после угощения пьяный Цмок бушевал в омуте и на местном диалекте благословлял будущую семью".
По мнению В. Шушкевича, памятник Цмоку будет очень популярен и у современных молодоженов: "К нему будут с удовольствием приезжать свадебные кортежи".